Положение о школьной библиотеке МБОУЛицей №22

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей №22»

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Педагогического
совета МБОУ «Лицей №22»
от 1 августа 2021 № _1_

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №22»
-------------------------------«1» сентябрь 2021г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ МБОУ «Лицей №22»
I. Общие положения
1. Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,

Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле», Примерным
положением о библиотеке общеобразовательного учреждения, утвержденном Минобрнауки.
2. Библиотека является структурным подразделением МБОУ «Лицей №22», участвующим в
учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного
процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
3. Деятельность библиотеки отражается в Уставе школы.
4. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных, образовательных программ.
5. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования
Российской Федерации, Уставом школы, Положением о библиотеке, утвержденным директором
школы.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования
школьной библиотекой, утвержденными директором школы.
7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
9. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных
и иных материалов, содержавших хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой
статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 год №114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности», не допускается наличие
экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих
необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей националсоциалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций,

обосновывающих или оправдывающих национальное и расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное
или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной группы.
Кроме того, к таким материалом, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002
г. №114 – ФЗ относится:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие
признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный Федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации.
II.

Основные задачи

Основными задачами школьной библиотеки являются:
1. Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям обучающихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
3. Воспитание у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения,
умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении
литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей,
успешного усвоения учебных программ.
III Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
2. Создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки,
электронный каталог;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки
1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел
учебников и отдел методической литературы по предметам.
2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования
и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов;
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.
6. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой в
соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
V. Организация работы
1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом школы.
2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.
3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который
несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
уставом школы.
4. Заведующий библиотекой назначается директором школы, может являться членом
педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного
учреждения.
5. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение
следующие документы:
1. Положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
2. Планово-отчетную документацию;
3.Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется Уставом школы.
4. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки

Работники школьной библиотеки имеют право:
1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в Уставе школы и положении о школьной библиотеке;
2. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
3. Определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или
попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
4. Иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;
5. Быть представленными к различным формам поощрения;
6. Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.

VII. Работники библиотек обязаны
1. Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех
перечисленных выше категорий пользователей;
5. Ежеквартально проводить сверки библиотечного фонда с регулярно пополняющимся
Федеральным списком экстремистских материалов;
6. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
7. Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
8. Обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
9. Отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
10. Повышать квалификацию.
VIII. Права и обязанности пользователей библиотеки
Пользователи библиотеки имеют право:
1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
4. Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и
другие источники информации;
5. Продлевать срок пользования документами;
6.Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
7. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
IX.

Пользователи школьной библиотеки обязаны

1. Соблюдать правила пользования школьной библиотекой;

2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать
в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
3. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
4. Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь;
5. Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1-4 классов);
6. Возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
7. Заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
школьной библиотекой;
8. Полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.
X. Порядок пользования школьной библиотекой
1. Запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу
класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных
законных представителей) обучающихся - по паспорту;
2. Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
XI. Порядок пользования абонементом
1. Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
2. Максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней;
3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
XII. Порядок пользования читальным залом
1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89604101992

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».