Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Педагогического
совета МБОУ «Лицей №22»
от 15 января 2021 № _3_

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №22»
С.З. Анатова
-------------------------------«16» января 2021г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ «Лицей
№22» от 16 января 2021 № 2 3 0 - П

Положение
о нормах профессиональной этики педагогических работников
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лицей №22» (МБОУ «Лицей №22»)
1. Общие положения
1.1.
Положение о нормах профессиональной этики работников муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №22» (МБОУ «Лицей №22») –
(далее – Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Письмом Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников
народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 “О примерном
положении о нормах профессиональной этики педагогических работников.”
1.2.Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в
него изменения и дополнения, утверждается приказом директора МБОУ «Лицей №22» (далее
по тексту – Лицей).
1.3.Настоящее Положение определяет нормы профессиональной этики
педагогических работников и механизмы реализации права педагогических работников на
справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.
1.4.Целью настоящего Положения является:
1.4.1. установление нравственно-этических норм деятельности педагогических
работников и их профессионального поведения для эффективного осуществления ими своей
профессиональной деятельности;
1.4.2. содействие укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения
педагогических работников Лицея;
1.4.3. регулирование профессионально-этических проблем, возникающих в процессе
совместной деятельности педагогических работников с другими участниками
образовательного процесса.
2.
2.1.

Обязанности педагогического работника как педагога
Педагогический работник обязан:

1

2.1.1. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
2.1.2. исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
2.1.3. уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательных
отношений;
2.1.4. проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
учащимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
2.1.5. проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию
между учащимися;
2.1.6. соблюдать равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств;
2.1.7. сохранять в своей деятельности культурные и исторические традиции Российской
Федерации, Кемеровской области - Кузбасса, города Прокопьевска и Школы;
2.1.8. соблюдать правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не
использовать самому и не допускать использования в присутствии участников
образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз,
злой иронии;
2.1.9. воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и
(или) развитию детей;
2.1.10. избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой
репутации педагогического работника и (или) Школы;
2.1.11. занимать активную жизненную позицию, участвовать в жизни Школы,
стремиться к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методики обучения;
2.1.12. не допускать пренебрежительных отзывов о деятельности Школы или
проведения необоснованные сравнения ее с другими образовательными организациями;
2.1.13. не терять чувства меры и самообладания;
2.1.14. не допускать во время учебных занятий и любых официальных мероприятий
телефонные переговоры, своевременно отключать звуковой сигнал мобильного телефона;
2.1.15. соблюдать деловой стиль, аккуратность и чувство меры во внешнем виде;
2.1.16. быть примером достойного поведения и высокого морального долга как в
Школе, так и за ее пределами.

3. Обязанности педагогического работника перед учащимися
3.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с учащимися обязан:
3.1.1
уважать честь и достоинство учащихся;
3.1.2
выбирать стиль общения, основанный на взаимном уважении;
3.1.3
стараться обеспечить поддержку каждому учащемуся для наилучшего
раскрытия и применения его потенциала;
3.1.4
выбирать такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие
самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания,
желания сотрудничать и помогать другим;
3.1.5
при оценке поведения и достижений учащихся стремиться укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать
мотивацию обучения;
3.1.6
проявлять толерантность;
2

3.1.7
защищать их от физического и (или) психического насилия;
3.1.8
не допускать проявления превосходства, выражения к кому-либо из учащихся
предпочтения или неприязни;
3.1.9. не настраивать учащихся на негативную оценку деятельности других
педагогов с целью снижения авторитета своих коллег и повышения своего;
3.1.10. стремиться стать для учащихся положительным примером.
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогический работник обязан
воздерживаться от:
3.2.1
навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
3.2.2
оценки их личности и личности их родителей (законных представителей);
3.2.3
предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
3.2.4
предвзятой и необъективной оценки действий родителей (законных
представителей) учащихся.
4. Обязанности

педагогического работника перед родителями (законными
представителями) учащихся
4.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся обязан:
4.1.1. прилагать все усилия, чтобы привлечь родителей (законных представителей) к
активному участию в образовании их ребенка;
4.1.2. осуществлять помощь родителям (законным представителям) в решении
вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей;
4.1.3. осуществлять педагогическое воздействие на учащегося только с согласия его
родителей (законных представителей);
4.1.4. не препятствовать родителю (законному представителю) в защите законных прав
и интересов ребенка;
4.1.5. в случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного
представителя) учащегося принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное
напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса;
4.1.6. проявлять доброжелательность и уважение к родителям (законным
представителям), высказываться в корректной и убедительной форме; разъяснить при
необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по
обсуждаемому вопросу.
4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся
педагогический работник не должен:
4.2.1
заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
4.2.2
разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
4.2.3
проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
4.2.4
переносить свое отношение к законным представителям учащихся на оценку
личности и достижений их детей.
5. Обязанности педагогического работника перед коллегами

5.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с коллегами обязан:
5.1.1. быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их
знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания;
5.1.2. высказывать критику в адрес коллег аргументированно, конструктивно, без
использования оскорбительных слов;
5.1.3. воздерживаться от пренебрежительных отзывов о работе других педагогических
работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
5.1.4. не допускать негативных высказываний о своих коллегах и их работе в
присутствии учащихся и их родителей (законных представителей).
3

5.2. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учет интересов Школы в целом.
6.
Обязанности педагогического работника перед администрацией Школы
6.1. В процессе взаимодействия с администрацией педагогический работник обязан:
6.1.1. своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
6.1.2. в случае несогласия высказывать свое мнение в корректной форме;
6.1.3. сохранять чувство собственного достоинства, воздерживаться от заискивания.
7. Обязанности администрации перед педагогическими работниками
7.1. В процессе взаимодействия с педагогическими работниками представитель
администрация обязан:
7.1.1
быть для других педагогических работников образцом профессионализма,
безупречной репутации, способствовать формированию в Школе благоприятного моральнопсихологического климата;
7.1.2
делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого
педагогического работника;
7.1.3
оказывать педагогическим работникам морально-психологическую помощь и
поддержку, вникать в запросы и нужды;
7.1.4
регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
7.1.5. не допускать резких выражений оскорбительного характера;
7.1.6. пресекать интриги, сплетни, проявления нечестности в коллективе;
7.1. 7. обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений.
7.2. Представитель администрации не имеет морального права:
7.2.1
перекладывать свою ответственность на подчиненных;
7.2.2
использовать служебное положение в личных интересах;
7.2.3
проявлять формализм, высокомерие, грубость;
7.2.4
создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
7.2.5
обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
7.2.6
предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам
родства, приятельских отношений;
7.2.7
демонстративно приближать к себе отдельных работников, делегировать им те
или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять,
награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным
ресурсам;
7.2.8
умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества
вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
8. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики.
8.1. Лицей стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации
педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения
норм профессиональной этики педагогических работников.
8.2.. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом 2 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
8.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
4

8.4.В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право
обратиться в суд.
9. Контроль за соблюдением Положения
Контроль за соблюдением Положения осуществляют администрация и профсоюзный
комитет Лицея.
10. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее
Положение
10.1. Положение вступает в силу со дня принятия локального акта
10.2. Внесение поправок и изменений в Положение производится на заседании
педагогического совета Лицея.
10.3.Положение действительно до принятия новой редакции.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89604101992

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».