План мероприятий «Дорожная карта» по совершенствованию организации питания учащихся МБОУ «Лицей №22» г. Махачкалы Цель: Развитие эффективной системы организации питания учащихся МБОУ «Лицей №22», направленных на сохранение здоровья и улучшения качества питания учащихся. Задачи: - Сохранение и укрепление здоровья детей , обучающихся в МБОУ «Лицей №22». - Снижение роста распространенности алиментарно-зависимых заболеваний учащихся. - Обеспечение качественного и сбалансированного школьного питания. - Реализация права учащихся на питание, оказание социальной поддержки учащихся. - Внедрение новых форм организации питания учащихся. - Развитие и укрепление материально-технической базы пищеблока. - Формирование у учащихся знаний и навыков о здоровом питании. - Пропаганда здорового питания в среде всех участников образовательного процесса Основные направления 1. Организация питания учащихся школы полноценными горячими завтраками и обедами; 2. Снижение распространенности элиментарно-зависимых заболеваний и заболеваний органов пищеварения в среде учащихся школы вследствие улучшения качества питания; 3. Организация мероприятий по пропаганде здорового питания и формирования чувства ответственности за свое здоровье; 4. Оснащение пищеблока современным специализированным технологическим оборудованием, проведение в столовой ремонтных работ; 5. Снижение выявленных нарушений требований санитарного законодательства и технических регламентов в части организации питания. Ожидаемые результаты Проведение мероприятий Программы позволит: - обеспечить учащихся 100% полноценным горячим питанием в соответствии с требованием СанПиН; - усовершенствовать материально-техническую базу пищеблока - снижение роста количества детей ,страдающих алиментарнозависимыми заболеваниями II. Общие положения План мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию организации питания учащихся в МБОУ «Лицей №22» г.Махачкалы в 2022-2025 годах разработан в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1134-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2023 г.»; - СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития России от 11 марта 2012 г. № 231н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций»; Концепция Плана мероприятий («Дорожная карта») Рациональное, сбалансированное по своему составу питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, способствующих профилактике целого ряда заболеваний, повышению сопротивляемости организма инфекциям, работоспособности и успеваемости в школе, полноценному физическому и умственному развитию, создающих условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Особенно важно обеспечить рациональное питание для растущего организма ребенка, поскольку нехватка того или иного элемента питания в детском возрасте может повлечь за собой нарушение развития как умственного, так и физического, устранить которое в последующие годы будет очень сложно или даже невозможно. С учетом того, что в школе 25 % (горячий завтрак) от суточного рациона ребенок получает в образовательной организации, а 75 % (при одноразовом горячем питании в школе) – дома. Становится понятно, что очень важно не только накормить детей в школе, но и научить и детей, и родителей, как должен питаться ребенок, с какой регулярностью, через какие временные промежутки, и что должно обязательно присутствовать в определенной пропорции в его рационе. Рациональное, сбалансированное питание обеспечивает: - соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма, равновесие поступления и расходования основных пищевых веществ в связи с дополнительными потребностями организма, связанных с его ростом и развитием; - сохранение здоровья, хорошее самочувствие, максимальную продолжительность жизни, преодоление трудных для организма ситуаций, связанных с воздействием стрессовых факторов, инфекций и экстремальных условий; - обеспечение учащихся энергией и пластическим материалом, необходимым для поддержания здоровья и устойчивости к неблагоприятным внешним факторам; - эффективность обучения; - профилактику переутомления; - формирование принципов здорового питания, обеспечение положительных эмоций от приема пищи. Желаемые эффекты формирования культуры питания: - развивающий – выражается в активизации познавательной деятельности школьников в вопросах здорового питания; - оздоровительный – наблюдается в части соблюдения школьниками режима дня, организации рационального питания, профилактики вредных привычек и различных заболеваний; - социальный – включает в себя активное вовлечение в работу родителей (законных представителей); эстетику питания, организацию правильного питания в семье. Существующие проблемы организации детского питания в школе: - повышенный уровень распространенности «вредных» привычек в питании школьников; - изменение качества питания учащихся с появления новых продуктов «быстрого приготовления», что влечет за собой увеличение уровня анемий, заболеваний пищеварительной системы, страдающих патологиями органов пищеварения и ожирения - рост потребления высококалорийных продуктов с высоким содержанием жира, соли и сахара, но с пониженным содержанием витаминов, минеральных веществ и других питательных микроэлементов; - недостаточная грамотность в области «здорового» питания всех участников образовательной деятельности (детей и подростков, родителей, педагогов, иных работников); - наличие только комплексного питания, отсутствие возможности выбора блюд учащимися школы; - морально устаревшее материально-техническое состояние пищеблока; - отсутствие современных технологических оборудований; - отсутствие аппаратно-программного комплекса для ежегодного исследования соматического здоровья и функциональных резервов организма. Для решения всех вышеперечисленных проблем и в целях создания условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых форм организации горячего питания, оснащения столовой и были разработаны мероприятия по реализации Плана «Дорожной карты». План мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию организации питания учащихся МБОУ «Лицей №22» г. Махачкалы в 2022-2025 годах № Наименование мероприятия Сроки Ответственные 1. Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение 1 Изучение нормативных документов о Сентябрь Ответственный за совершенствовании организации питания питание обучающихся в ОУ. 2 Издание приказов по организации школьного Сентябрь Директор питания. Разработка и принятие локальных актов Сентябрь Директор учреждений образования, регламентирующих организацию питания. 4 Анализ кадрового обеспечения пищеблока. Сентябрь Директор Укомплектованность кадрами в соответствии со штатным расписанием 5 Проведение статистического анализа охвата ежемесячно Ответственный за горячим питанием учащихся питание 6 Проведение совещаний по вопросам Один раз в Ответственный за реализации мероприятий «Дорожной карты» квартал питание 2. Укрепление материально-технической базы столовой гимназии 1 Поддержание в рабочем состоянии Постоянно Завхоз технологического оборудования пищеблока 2 Проведение инвентаризации помещений Ежегодно Завхоз пищеблока, инженерных коммуникаций. 3 Обновление технологического оборудования и По мере Завхоз мебели. надобности 3. Пропаганда здорового образа жизни, формирование культуры рационального здорового питания. 1 Размещение на сайте школы информации об В течение организации школьного питания. года Отв. за сайт 2 Привлечение внимания родительской В течение Классные рук-ли общественности к проблеме здорового года питания 3 Планирование мероприятий по пропаганде Сентябрь здорового образа жизни, формирование Классные рук-ли культуры рационального здорового питания. 4 Введение в систему воспитательной работы Сентябрь Классные рук-ли мероприятий, направленных на формирование у обучающихся осознанной ответственности за своё здоровье. 5 Проведение для обучающихся: В течение - бесед, лекций, лекториев по повышению года Кл. рук-ли культуры питания; Мед. работники 3 Режим дня. Культура питания Хорошие пищевые привычки Способы укрепления здоровья. Еда как друг и враг Любимые чипсы, все ли полезно? «Ваше здоровье в ваших руках». 6 7 8 Обсуждение на родительских собраниях, заседаниях родительских комитетов вопросов организации питания детей. Темы: «Здоровье и правильное питание» «Правильное питание – залог успешного развития ребенка» Организация консультативных встреч для родителей по актуальным проблемам детского питания Оформление информационных стендов и уголков здорового питания Сентябрь Кл. рук-ли Декабрь Март В течение года Ответственный за питание Сентябрь Кл. рук Февраль Проведение недели по пропаганде Кл. рук-ли здорового питания: - акция «Мы за здоровый образ жизни»; - викторина «Правильное питание»; - игра «Всем, кто хочет быть здоров» 10 Совещание классных Сентябрь Ответственный за руководителей «Организация питание работы с классом по пропаганде правильного питания» 4. Мероприятия, направленные на создания целостной и комплексной системы мониторинга, руководства и контроля над организацией полноценного питания. 9 1 2 3 4 5 6 Создание бракеражной комиссии по проверке организации питания Мониторинг охвата учащихся горячим питанием Проведение социологических исследований по вопросам: -удовлетворённости обучающихся и родителей существующей системой питания школьников Организация контроля за качеством и безопасностью питьевой воды, приготовляемых блюд в общеобразовательных организациях. Сентябрь Директор ежемесячно Ответственный за питание Психолог.служба Обеспечение соответствия фактического рациона питания учащихся рекомендуемым наборам пищевых продуктов и калорийности, примерному меню. В течение года Март В течение года Мониторинг состояния здоровья обучающихся ежегодно Директор МБОУ «Лицей №22» _________________________ Ответственный за питание Мед. работники Бракеражная комиссия Ответственный за питание Мед.работники Бракеражная комиссия Мед.работники С.З.Анатова